Китайская письменность – одна из древнейших на Земле. История китайского иероглифического письма насчитывают не менее четырех тысяч лет. Существует ряд мифов, повествующих о возникновении иероглифической письменности.

Согласно текстам древних исторических памятников, в XXV в. до н. э. жил некий Цан Цзе, создавал иероглифические знаки 古文 по образцу и подобию природных явлений и изображений. Еще одно название иероглифов Цан Цзе – 蝌蚪字 – головастиковые письмена.

Другие легенды связывают возникновение письменности с мифологическим правителем Фуси, будто бы царствовавшим в XXIX в. до н. э. Народная фантазия приписывает Фуси сотворение письменных знаков по образу необыкновенных рисунков и начертаний, которые он увидел на спине появившегося из реки Хуанхэ дракона.

Еще один предания говорят, что письменность переедена императору СюаньЮаню явившаяся из реки Хуанхэ черепаха. Есть еще много мифов и легенд, касающихся происхождения этих начертаний.

Так откуда же на самом деле появились иероглифы?

В 1899 г. у деревни Сяотунь близ города Аньяна крестьяне во время пахоты нашли черепашьи панцири и кости животных с вырезанными на них знаками. Это оказалось гадательные надписи 卜辞, явившиеся самыми ранними из обнаруженных памятников китайской идеографической письменности. Эти знаки получили название иньские письмена – по имени древнего царства, в пределах которого были найдены.

Иероглифы иньских надписей получили свое дальнейшее графическое развитие в виде головастикового письма, которое использовалось в начальный период династии Чжоу (1066-771 гг. до н. э.). Каждый иероглиф изображался несколько увеличенным в верхней части и постепенно уменьшался в размере в нижней, приобретая вид головастика. В эпоху Чжаньго (Воюющих царств) (475-221 гг. до н. э.) быстро увеличивается количество вариантов написания одного и того же знака. Можно сказать, что каждое царство пользуется своей письменностью, но и внутри этого царства нет сложившейся системы письменности. Письменность этого периода называется 大篆 (дачжуань) – почерк больших печатей.

После объединения Цинь Шихуаном разрозненных царств в единую империю Цинь (221-206 гг. до н. э.) император приказал первому министру Ли Сы произвести стандартизацию письма. За каждым знаком, несущим определенный смысл, закрепился один-единственный вариант его написания. Одновременно со стандартизацией некоторые знаки приобрели более простое написание. Новый стиль письма получил название 小篆 (сяочжуань) – почерк малых печатей. Таким образом было стандартизировано более 3 тысяч знаков.

Следующим шагом к упрощению по-прежнему сложных знаков было введение письма 隶书 (лишу). Иероглифы упрощаются, линии из округлых и извилистых становятся прямыми; иероглифы в целом приобретают прямоугольную форму.

В период Троецарствия (220-280 гг. н. э.) окончательно сформировался почерк 楷书 (кайшу), дошедший до наших дней без каких-либо серьезных изменений. По сравнению с лишу новое письмо более упорядоченно, иероглифы приобрели одинаковую величину и окончательно приняли форму прямоугольников.

Почерк лишу дал начало еще одному стилю написания знаков. В лишу и кайшу иероглиф писался довольно медленно, черта за чертой, с отрывом орудия письма от бумаги. В повседневной же жизни требовалось писать быстрее. В результате в иероглифах что-то сократили, что-то упростили или соединили. Так возникла скоропись – 草书 (цаошу) – травяное письмо.

Помимо вышеперечисленных способов письма есть еще один, занимающий промежуточное положение между кайшу и цаошу. В этом почерке видоизменяются отдельные элементы иероглифа, но число их в каком знаке сохраняется. Характерным для этого письма является то, что черты иероглифа могут писаться за один прием, без отрыва кисти от бумаги. Данный вид письма получил название 行书 (Синшу) – ходовая скоропись. Им сейчас и пользуются большинство людей.
с http://studopedia.ru/10_300757_evolyuts … afiki.html